В настоящее время дополнительное профессиональное образование (ДПО) в стране и в энергетической отрасли отстает от мирового уровня, хотя в мире роль данной системы образования вышла на первое место еще в середине ХХ века. В постиндустриальных странах давно поняли, что в условиях современного, динамически развивающегося мира профессионального образование, как залог успеха, повышения эффективности производства и роста производительности труда, должно проводиться непрерывно.
До сих пор состояние ТЭК страны после реформ 90-х годов остается сложным. Намеченные стратегические вехи развития (на 2020–2030-е годы) не дают даже ориентиров, что делать сегодня-завтра, чтобы обеспечить энергетическую отрасль квалифицированными кадрами. Кадровый мониторинг по-прежнему отсутствует, а все многочисленные дискуссии на эту тему в течение последних лет не приводят к решению этих проблем, даже приблизительно не отвечая ни на один из вопросов: какие кадры, сколько, в каком регионе и когда нужны России, сколько специалистов потребуется нашим зарубежным партнерам с учетом развития международного сотрудничества?
Также открытым остается вопрос: чему и как учить?! Отсутствуют стандарты, отраслевые требования к системе ДПО специалистов ТЭК страны (вернее, нет «рекомендаций», облеченных в правовые нормы, несмотря на то, что они реально существуют в жизни, и по ним, проверенным временем и практикой, идет обучение.
Система ДПО все эти годы откровенно вынуждена бороться за выживание. Причем не только в связи с кризисными явлениями, объективно сокращающими платежеспособность предприятий, но и из-за бюрократических барьеров и халатности чиновников. Согласитесь, что в такой обстановке нормальное развитие системы ДПО невозможно.
Отсутствие должной законодательной базы приводит к неоправданным сложностям в отношениях с учредителями, зарубежными партнерами, к недостаточной мотивации персонала, к низкой эффективности по использованию собственных и интеллектуальных активов. Материальное развитие системы ДПО не мотивировано, окружено запретами, не рассматривается как необходимый элемент научно-технического прогресса и повышения энергетической эффективности экономики страны.
Считаем, что с учетом всех указанных обстоятельств в качестве первого шага необходимо разработать концепцию совершенствования системы ДПО энергетики России, ведь дополнительное профессиональное образование – это инструмент подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для экономики страны. Поэтому при формировании Концепции, как системы взглядов, понятий, представлений о дополнительном профессиональном образовании, требуется творческий подход к формированию генерального замысла, руководящей идеи.
Основные качества процесса ДПО – гибкость, оперативность, современность; всегда нужно действовать на опережение, стараясь быть на шаг-другой впереди времени. Концепция должна определять основные цели, задачи, принципы, направления и этапы развития отраслевой системы ДПО с учетом критического анализа ситуации и опыта работы в рыночных условиях. Поэтому именно такая концепция, отражающая требования времени и уровень развития экономики, может определить стратегию изменений по совершенствованию системы ДПО.
В современных условиях система ДПО должна стать одним из основных элементов профессиональной подготовки и переподготовки руководителей и специалистов предприятий всех форм собственности. От их профессиональной компетенции в огромной степени будет зависеть успех реализации инновационных и энергосберегающих программ, безопасность, надежность и эффективность функционирования не только энергетики, но и всей экономики России.
Исходя из опыта, хотелось бы выделить следующие основные цели развития отраслевой системы ДПО:
- поднять эффективность действующей отраслевой системы ДПО за счет максимально возможного ее соответствия перспективам развития отечественной энергетики на основе использования современного отечественного и зарубежного опыта внедрения инноваций, передовых методов и знаний в области техники и технологий современной энергетики;
- расширить возможности для переподготовки и повышения квалификации инженерно-технических специалистов всех уровней в нужном количестве для обеспечения надежного и эффективного функционирования предприятий отрасли;
- повысить качество образовательного процесса и создать условия для постоянного самосовершенствования, самообразования и адаптации специалистов к новым условиям работы, выполнению новых функций и эффективному решению поставленных задач;
- обеспечить автономность, самостоятельность и гибкость в управлении учреждениями отраслевой системы ДПО;
- совершенствовать финансово-хозяйственную деятельность отраслевой системы ДПО на основе хозяйственного расчета и повышения мотивации труда работников.
И обозначить основные задачи совершенствования отраслевой системы ДПО:
- разработка государственных (отраслевых) стандартов (требований), предъявляемых к системе ДПО;
- создание условий для реализации прав граждан регулярно повышать профессиональную квалификацию и осуществлять переподготовку за счет средств работодателей в течение всей жизни;
- обеспечение автономности и внедрение системы самофинансирования на основе хозрасчета для развития материально-технической и учебной базы учебных заведений отраслевой системы ДПО;
- расширение выбора образовательных услуг, повышение их качества за счет развития теоретической и научно-методической базы образования;
- признание квалификации специалистов, полученной в отраслевой системе ДПО, на всех уровнях управления отраслью;
- организация воспроизводства высококвалифицированных научно-педагогических кадров для отраслевой системы ДПО;
- развитие научной и внедренческой деятельности в отраслевой системе ДПО.
Основными принципами совершенствования системы ДПО являются:
• системность, непрерывность и преемственность образования специалистов;
• взаимодействие и партнерство государственных органов, предприятий, вузов и учреждений (организаций) системы ДПО;
• учет уровня подготовки и специфики образовательных потребностей различных категорий специалистов и предприятий отрасли;
• государственная поддержка отраслевой системы ДПО (требования к предпринимателям, стандарты обучения, налоговые льготы и др.);
• признание права специалистов на повышение квалификации как одного из важнейших факторов обеспечения надежности, эффективности и безопасности функционирования объектов ТЭК.
Основные направления совершенствования системы ДПО:
• создание и развитие правовой, экономической и научно-методической основ отраслевой системы ДПО;
• развитие и совершенствование существующей в Минэнерго России системы управления на основе передового опыта и успешной работы учреждений ДПО на рынке образовательных услуг;
• расширение доступности профессионального образования для различных групп специалистов на основе требований правил (стандарта);
• внедрение долгосрочных программ корпоративного обучения;
• улучшение условий и качества обучения специалистов с учетом отечественного и зарубежного опыта решения актуальных проблем развития и модернизации энергетики;
• развитие механизмов финансирования системы ДПО на базе принципов и методов хозяйственного расчета, что освободит государство от необходимости бюджетного финансирования.
В качестве основных этапов работы по совершенствованию системы ДПО считаем необходимым выделить:
1. Создание органа (комиссии) для формирования предложений, их гласного обсуждения профессиональным сообществом, чтобы таким образом выработать конкретные рекомендации, которые должны учитывать требования измененного законодательства об образовании в сфере ДПО.
2. Принять государственные требования (стандарты) для ДПО Минэнерго России. Обновить Правила работы с персоналом энергетических компаний. Государственный заказ на подготовку (переподготовку) специалистов планировать в начале (конце) предыдущего года и размещать их на конкурсной основе (подобные конкурсы проводить как можно раньше, а не только в конце года, как принято сегодня). При выполнении госзаказов на подготовку кадров отменить 100%-е «резервирование» средств для государственных организаций системы ДПО.
3. Определить потребности рынка труда в ТЭК страны. Для этого следует:
- создать систему мониторинга потребности предприятий отрасли в специалистах всех уровней;
- планировать подготовку и объемы обучения для определения возможностей учреждений ДПО;
- проводить обучение в регионах по специальностям только при наличии учебно-методических материалов, учебной базы и научно-педагогических работников системы ДПО.
4. Развивать и повышать качество обучения с отрывом от производства, внедрять модульное и дистанционное обучение. Здесь важно создать такие условия обучения, при которых достигается высокое качество усвоения материалов учебных программ. В этом отношении предпочтительней организация и совершенствование системы корпоративного обучения по заказам отдельных компаний (в том числе по очно-заочной форме). Для этого необходима адаптация программ под задачи конкретного бизнеса, с учетом особенностей бизнес-процессов конкретного предприятия, уровня подготовленности сотрудников и других особенностей (внедрение, при необходимости, индивидуального обучения), разработка и внедрение специального информационно-методического обеспечения.
5. Совершенствовать финансово-экономические отношения, в первую очередь за счет внедрения и развития системы полного хозяйственного расчета, что, во-первых, обеспечивает существенную экономию бюджетных средств, во-вторых, повышает материальную ответственность за содержание государственного имущества и, в-третьих, обеспечивает материальное стимулирование работников и поднимает их уровень социальной защищенности.
6. Создать учебно-методическое объединение (УМО) системы ДПО отрасли и сделать его площадкой для обмена опытом по совершенствованию учебно-методической работы не реже 1 раза в год с приглашением всех заинтересованных сторон.
7. Разработать многообразную схему взаимоотношений с ведущими университетами страны и зарубежными вузами для совместного обучения специалистов, и взаимным признанием документов о прохождении обучения и аттестации специалистов.
Саморазвитию учреждений ДПО, в том числе и автономных, сегодня препятствуют постоянно меняющиеся правила, регулирующие имущественные отношения в зависимости от состояния дел в бюджете. Имущество, используемое учреждением ДПО, должно быть разной формы собственности: государственной, частной, коллективной и др. Ограничения в этой сфере, как правило, разорительны для государственного бюджета, а с другой стороны, препятствуют развитию материально-технической базы системы ДПО. Это важнейший вопрос, который тормозит и будет тормозить стремление учреждений системы ДПО к самофинансированию своей деятельности.
8. После принятия законодательства об образовании, на основании уже проведенной подготовительной работы, необходимо провести оценку стоимости реформирования системы ДПО, определить источники финансирования, установить сроки и ответственных лиц за реализацию каждого этапа. В основе должен быть детальный расчет и анализ ситуации, который позволил бы при реформировании не допустить ухудшения, тем более – не обрушить ныне работающую систему ДПО, не нарушить права работников и не оставить отрасль без возможности повышения профессионального уровня своих специалистов-энергетиков.
9. Необходимо формировать новый, привлекательный облик дополнительного профессионального образования для руководителей и работников энергетики. Повышение квалификации энергетиков в учреждениях дополнительного профессионального образования быть не только обязательным, но и престижным. Это возможно только при совместной работе специалистов Минэнерго России, энергетических компаний, университетов, научно-исследовательских институтов и учреждений отраслевой системы ДПО. При этом система ДПО должна соответствовать международным и российским стандартам качества.